Обитательница села (tsarskoye) wrote,
Обитательница села
tsarskoye

Category:

При свете восковых свечей

"Много лет, во время советской периода нашей страны, о Великой войне - о Первой мировой войне, было не принято вспоминать. С открытия же в здании Ратной палаты музея «Россия в Великой войне» положение резко изменилось, музей как раз создан для того, чтобы рассказывать о ней. Периодически, два-три раза в год, в музее устраиваются новые выставки. Вот и только что открывшаяся выставка «При свете восковых свечей» рассказала о придворном художнике Михаиле Кирсанове (1889-1958), написавшем множество портретов воинов – Георгиевских кавалеров.

Открыли выставку, разрезав ленточку, две внучки художников–друзей (Михаила Кирсанова и Ивана Нефедова) – Ольга Кирсанова и Наталья Федорова. Трогательно, что две семьи на протяжении множества лет через революции и войны пронесли и сохранили материалы о своих предках. Как сказала Наталья Федорова, внучка Ивана Нефедова, ее дед был осужден за якобы контрреволюционную деятельность. И когда она говорит в наше время, то ей никто не верит, что в середине 20-го века ее деда этапировали в Сибирь – пешком. Этот длинный путь он проделал в лаптях, а в сапогах он бы все ноги стер. Так что, сохранение картин, вещей ее деда в семье - свидетельствует о мужестве членов семьи.

Идее выставки, посвященной художнику Михаилу Кирсанову – более трех лет, с тех пор как его внучка Ольга Кирсанова познакомилась со старшим научным сотрудником ГМЗ «Царское Село» Ларисой Бардовской. Показательно, что появляются в поле зрения исследователей периода первой четверти 20-го века новые имена и истории, с ними связанные. И те времена – накануне революции и после - становятся более выпуклыми, а белых пятен становится меньше. Об этом говорили на открытии выставки и заместитель директора по науке ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт и Лариса Бардовская.

Михаил Кирсанов (1889-1958) родился в бедной крестьянской семье в Ярославской губернии. Но откуда-то свыше у него взялась страсть к рисованию. Он выменивал у проезжих торговцев карандаши и бумагу – и рисовал. Сначала – это были копии лубочных картинок, а затем, когда он нанялся на сезон подпаском пастуха, то пытался с натуры рисовать коров, свиней, лошадей. В деревне это заметили. И его отец определил сначала мальчика в иконописную мастерскую в ближайшее село Солотча, а потом Михаил сам добрался до Москвы. И там обратил на себя внимание художника Виктора Васнецова. Тот, посмотрев работы тринадцатилетнего подростка, стал его готовить на поступление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Вскоре мальчик туда поступил, и ему выпало счастье учиться среди товарищей, многие из которых потом стали его друзьями на всю жизнь. Особая дружба у него сложилась с Иваном Нефедовым, который был родом из города Иваново-Вознесенск. Преподавал Михаилу брат Виктора Васнецова – Апполинарий, а также Алексей Корин, Константин Коровин. Он также посещал портретный класс Валентина Серова, был Третьяковским стипендиатом.

После училища друзья приехали в Петербург. По протекции Виктора Васнецова Михаил Кирсанов попадает в ближайший круг императора Николая II, а Иван Нефедов продолжает обучение в Академии художеств.
В 1914 году Россия вступает в Первую мировую войну. И в 1915 году Михаил Кирсанов пишет портреты особо отличившихся в боях воинов - Георгиевских кавалеров. Этим не только он занимался, но писали героев и художники Сергей Девяткин, Владимир Поярков, Иван Стреблов. Обычно художникам давали черно-белую фотографию воина и его словесное описание. Всего создали 151 погрудных портретов. До нашего времени сохранилось 14 портретов кисти Кирсанова. Портреты предназначались для того, чтобы экспонироваться в Ратной палате. И ныне на выставке представлены некоторые сохранившиеся портреты, в частности, его портрет подпрапорщика 71-го пехотного Белевского полка Егора Озерова из фондов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.

В то же время Михаил Кирсанов участвует в создании альбома «Феодоровский Государев Собор в Царском Селе». Он пишет шесть картин маслом интерьеров Феодоровского собора. До нашего времени дошли четыре картины, которые представлены на выставке: «Царицыно место при свете восковых свечей», «Вид от алтаря на входную дверь», «Погребение Христа в нижнем Пещерном храме Феодоровского собора» «Богослужение в Феодоровском соборе в присутствии Николая II», сохранились в фонде ГМЗ «Царское Село». На картинах теплится свет от свечей и освещает мягким светом богатое убранство и интерьеры Федоровского собора. Это свечение усиливает умиротворяющее состояние, исходящее от картин. Интересно, что на одной из картин Николай II изображен в синей черкеске, и тут же в витрине представлена его подлинная черкеска, которая также сохранилась и экспонируется сегодня.…

После революции Михаил Кирсанов уехал к себе на родину, где продолжил писать картины – натюрморты и пейзажи. Он преподавал в изостудиях, писал копии известных картин. Последние годы он провел в Звенигороде, где продолжал заниматься творчеством. Все эти годы к нему приезжал Иван Нефедов, также Михаила Кирсанова посещали и другие художники. Теплые отношения у него сложились с художником Филиппом Малявиным. Свидетельством их добросердечных отношений служит портрет Малявина, написанный Кирсановым, который можно увидеть на выставке.

Завершает экспозицию натюрморт Кирсанова «Чаща с цветами» и рядом же, в витрине, настоящая ваза с подобным букетом, что и на натюрморте. Фабула натюрморта и композиции таковы. Когда-то императрица Александра Федоровна подарила молодому художнику чайный сервиз из кузнецовского фарфора. Как видим, художник его сберег - чайная пара запечатлена на картине и представлена в композиции. А цветы, изображенные художником в синей вазе, - розы, девичий виноград, клематис – те, цветы, которые обожали в императорской семье. Таким образом, художник на закате своих дней решился вложить во вроде бы обычный натюрморт воспоминания о Царском Селе, которые, видимо, были для него незабвенны."

Автор статьи - Марина Орлова.
Tags: Романовы, Фермский парк
Subscribe

  • ЕВАНГЕЛИЕ ИЗ СЕМЬИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

    Книга, замкнувшая круг истории династии Династические реликвии хранятся обыкновенно в дорогих ларцах, и история их бытования изучена в мельчайших…

  • (no subject)

    Императорский вокзал встречает своё столетие В начале XX века местом своего постоянного пребывания Николай II выбрал Александровский…

  • (no subject)

    Идёт, идёт из тьмы времен Он, власть суля нам и богатство, И лозунг пламенных знамён: Свобода, равенство и братство! Идёт в одежде огневой, Он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment